Стили в интерьере

Стили в интерьере

Понятие Стиля пришло к нам из древней Греции (от греческого – «stylos»). Первоначальное его значение можно охарактеризовать  как «стержень для писания на восковой доске». Сейчас это понятие используется во многих отраслях нашей жизни: одежде, интерьере, аксессуарах. Стиль — форма воплощения художественного произведения, обладающая определенным набором признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника. Под понятием «Стиль» следует понимать единство, целостность содержания и формы, участвующих в создании художественного произведения.

За всю историю изобразительного искусства сформировались сотни стилей, включая их географические, национальные, исторические разновидности, которые плавно переходят в современную жизнь и характеризуют направление в живописи, скульптуре, архитектуре.

Чтобы правильно определить, какой стиль Вам ближе, нужно кратко ознакомиться со всеми стилями в искусстве оформления интерьера.

Античность

Античность (лат. «Anticuus» – древний) - совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства и т. д., в Др. Греции и Др. Риме. Начало стиля было положено приблизительно в 5 в. до н. э. в Древней Греции, искусство которой стало одной из основ для общеевропейской культуры. Этот стиль широко известен своими великолепными памятниками архитектуры и скульптуры. И по сей день, они вызывают в нас чувство искреннего восхищения своей законченной и неподражаемой красотой.

интерьер с элементами античного стиляинтерьер в античном стилевариант интерьера с элементами античного стиля

Главными чертами античного стиля можно считать рационализм, гармоничное единство и целостность, законченность, поклонение логике, изящность форм и линий.

Для интерьеров античного времени свойственны прямоугольные залы, по краям которых располагались гладкие колонны с капителями  дорического и ионического ордеров. Для украшения стен использовались красная и синяя краски, а также позолота. Стены отделывались облицовкой и живописными фресками, изображавшими сцены баталий или охоты.

Полы на раннем этапе становления стиля, выкладывались мозаикой, впоследствии застилались коврами. Расписные потолки дополнялись рельефными орнаментами на морскую тематику. В убранстве интерьера имело место наличие керамических ваз, в изготовлении которых древние греки достигли огромного мастерства. Вазы и керамика расписывались более сложной техникой - появляются изображения людей и животных;  геометрический и растительный орнамент  - спираль, волнистая линия, завитки и стилизованные узоры.

элемент греческого орнаментавиды античного орнаментаантичные орнаменты

Греческая мебель отличалась оригинальностью форм, стулья имели три основные формы: скамейки, церемониальные и обычные.

виды стульев античного периодаКресла с прямыми, немного наклоненными спинками, стулья на гнутых Х-образной формы ножках, с квадратными сиденьями. Столы - круглые или четырехугольные с одной, четырьмя или тремя ножками. С простыми рабочими столами существовали обеденные: низкие трапециевидные столы на трех ножках (в виде звериных лап). Изготавливались они из ценных пород древесины. Обстановку жилища украшали зеркала из золота и серебра, а стильными элементами декора считались маленькие сундучки и статуэтки из бронзы.

В античный период постепенно происходит разграничение функций утилитарности и красоты. Римская культура резко разнилась с Греческой. Римляне достигли больших успехов в области градостроительства и городского благоустройства. Несмотря на то, что копировали и подражали искусству греков, они внесли и новые элементы в оформление жилого пространства. Так, римляне создали новую конструктивную систему, которую называют монолитно-оболочечной. Суть ее в том, что опорой стала стена, возводимая из кирпича и бетона.  Предпочтительной цветовой гаммой являются цвета слоновой кости, оттенки золотого,  желтый, синий, зеленый, оттенки красного (терракотовый), черный.

Романский стиль

Романский стиль получил распространение  в XI-XII вв. и возродил архитектурные традиции Др. Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор. Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху были замки, монастырские ансамбли и храмы. Средневековая цивилизация формировалась в атмосфере постоянного беспокойства, недоверия, неуверенности и религиозности. Храм в средневековой Западной Европе был средоточием всей культурной жизни. Церкви, монастыри и храмы располагались на возвышенности, словно господствовали над местностью. Отличительной особенностью построек того времени были массивные каменные своды, толстые и мощные стены с немногочисленными и узкими окнами, ступенчато-углубленные входы и, главное, башни - важнейший элемент архитектурной композиции, призванные защищать от окружающего хаоса прочностью, надежностью, основательностью. Толщина и непробиваемость стен были одним из важнейших критериев совершенства постройки. Романское понимание красоты представляло собой сплав рационального художественного мышления и религиозного чувства.

романский стиль в интерьереткани в романском стилероманский стиль

Основной тип храма - базилика, как правило, трехнефная - строился из тщательно отесанного камня и производил впечатление массивного и сурового сооружения с ясными, четко выявленными объемами и внушительными башнями по сторонам западного фасада и хора. Внутри базилика освещалась из окон центрального нефа, который был шире и выше боковых. В архитектурном плане романский храм напоминал латинский крест. Строгость, тектоничность и функциональность построек не способствовала к  использованию разнообразных декоративных элементов и изобразительных средств. Суровая сила романского зодчества, была ярким воплощением религиозности того времени.

Романская пластика используется внутри собора и вне его, украшаются  фасады фресками и витражами (от лат. vitrum — «стекло», - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении).

Мебели в эпоху средневековья  занимала скорее прикладную, нежели декоративную роль. Она отличалась примитивностью, простотой формы, громоздкостью, яркими, кричащими красками. Мебель для сидения делали дощатой, добавляли резьбу и кованные железные детали. Спинки стульев и сами стулья были достаточно высокие, их величина указывала на знатность происхождения. Материалом для изготовления мебели служили ель, кедр и дуб.

Первое место среди предметов быта в романском стиле принадлежит сундуку, который использовался как стол, стул и даже кровать, но в основном как место для хранения вещей домашнего обихода.

Важная роль в обустройстве жилища отводится кроватям, по конструкции напоминающим рамы на резных ножках, окруженные решеткой. В качестве дополнения к кроватями во всех богатых домах подвешивались балдахины, которые выполняли функцию защиты от холода.

Потолок был словно продолжением стены в виде свода. Цвет потолка совпадал с цветом стен. Пол облицовывался мозаикой из натурального камня больших размеров.

В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Это связано с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, поэтому данные интерьеры не требовали штор. Несмотря на то, что романская архитектура носит тяжеловесный замковый характер и окон там тоже не так много, в ней присутствуют   круглые и  полукруглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Полукруг являлся главной формой окна в романском стиле, поэтому карнизы этой эпохи были круглыми. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили не только для эстетики, но и являлись своеобразной защитой от холода.

В качестве украшения стен использовались гобелены, картины, настенные светильники, элементы рыцарских доспехов. На потолке размещались массивные деревянные или кованые люстры. Непременным атрибутом  залов и комнат служили камины с навесной вытяжкой, несшие в себе функции обогрева помещений. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами.

Готический стиль

Готический стиль (от итал. gotico - готский, варварский) пришел на смену романскому стилю в Европе XIII- XIV вв. также был связан, прежде всего, с религией. Если романский стиль отличался своей величественностью преимущественно в горизонтальном плане, то для готических соборов  неизменно характерны вертикальные композиции, устремленность ввысь, к Богу. Наивысшим  достижением готической эпохи, было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности.

готический стиль в интерьересовременный интерьер в готическом стилеспальня в готическом стиле

Наиболее известные готические сооружения - собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Ратуша в Брюсселе. В готической архитектуре применялся базиликальный тип храма. В основе зданий этого периода лежала новая конструкция свода с устойчивой каркасной системой. Центральный неф готического храма обычно был выше боковых, и часть нагрузки принимали на себя аркбутаны - специальные подпружные арки, соединявшие основание свода центрального нефа с контрфорсами - специальными подпорными столбами. Такая конструкция позволила значительно облегчить все сооружение и максимально расширить внутреннее пространство здания, почти убрав стены. На фасаде готического здания обычно располагались две башни,  между ними - круглое большое окно, так называемая "готическая роза".

готические витражиминимальная готикаготический стиль спальни

Точность деталей, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, кованые винтовые лестницы, обширные интерьеры с огромными прорезными окнами, украшенными многоцветными витражами, сундуки, кровати с балдахинами, каменные печи и камины, вот основные черты готического стиля.

Ощущение легкости и высоты подчеркивалось внутренним декором. Гладкая поверхность стены исчезла, везде, где возможно, она вытеснялась окнами, расчленялась нишами или арочками. Мебель была массивной и тяжелой, располагалась в основном вдоль стен. На кроватях, шкафах и стульях встречались разнообразные ажурные орнаменты точной, геометрической формы. Характерная черта этого периода - стилизованный резной орнамент, представленный на изделиях мебели в виде выгравированного кожаного свитка или имитации фактуры ткани, уложенной причудливыми складками.

Один из основных видов мебели так же остается сундук. Повсеместно используется скамья, разных размеров, со спинками или с нижней частью, похожей на сундук.

Использование  насыщенных красных, синих, желтых, коричневых цветов, а также золотых и серебряных нитей, являлось основным в декоре того времени. Для контрастных деталей использовались пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки.

Ренессанс

Ренессанс (Renaissance - возрождение) начался в Италии в ХIV-XVI веке, этот период  развития культуры получил свое название в связи с возрождением интереса к античному искусству.  Эпоха Возрождения внесла в  культуру средневековой Европы дух свобода и веры в безграничные возможности человека, затронув все области его мировоззрения и мироощущения. Этим и определяются закономерности архитектуры и пластики Ренессанса. Большие помещения со скругленными арками, отделка резным деревом,  независимость каждой детали, симметрия, четкость, уравновешенность, орнамент, подражающий античным образцам. Архитектура в стиле Ренессанс скорее декоративная, чем конструктивная.

Чем спокойнее становилась жизнь, тем сильнее утрачивались представления о доме как о крепости, тем более украшения переходили на фасад здания. Постепенно в верхних этажах появились ряды широких окон, которые оживлялись богатыми украшениями. Окна делались с полукруглыми, а позднее с прямоугольными завершениями. Интерьеры дворцов стали отличаться монументальностью, великолепием мраморных лестниц, а также богатством декоративного убранства. Пропорциональность, гармоничность форм, глубокая перспектива, правило золотого сечения, мебель с четкими формами,– вот  основные элементы этого стиля.

В аксессуарах стиля можно отметить наличие колонн, пилястр, канделябров, купидонов; широко употреблялись арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны и т.д.

Широкое распространение в эпоху ренессанса получила настенная живопись, декорирование стен бархатом, парчой или тисненой кожей. Появились ниши в стенах, которые украшались фресками или  бронзовыми статуэтками. По-прежнему актуально использование  резного дерева в декоре стен с более плавным и легким орнаментом. Потолки выполнялись в виде сводов, рисунок имитировал мрамор или камень, отличительной особенностью служила позолоченная лепнина.

Мебель эпохи характеризуется четкими формами, в отделке используется позолота, стулья обиваются кожей, бархатом или яркой парчой. В этот время изобретается раскладной стол, появляются буфет, секретер, кованая мебель. Встречаются два типа столов: прямоугольной формы с толстой столешницей на двух массивных устоях и центральный, или одноопорный, со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Особенной декоративностью славилась венецианская мебель: сундуки, шкафы украшались росписью, стукко, позолотой.

Отличительные черты стиля ренессанс – это шик и королевское достоинство. Доминирующими цветами являются мягкие и светлые; тёмные и мрачные; звонкие и насыщенные; холодные оттенки белого цвета и пастельные тона. Украшением окон помещений, выполненных в стиле ренессанс, являлись богатые драпировки с ламбрекенами. Ткань, из которой изготавливались ламбрекены, всегда отличались гладкостью, а украшением служила аппликация или вышивка шёлком. Для отделки драпировок использовались крученые шнуры.

Вернуться к списку